Часть 2
Наряду с амулетами, египтяне так же верили, что возможно передать фигурке любого живого существа душу того, кого она изображает. К ним относятся так называемые «ушебти», которые клались вместе с умершим. Даже в земной жизни работы на благо умершего фараона - строительство и украшение его гробницы, совершение обрядов, приношение ему даров - были не тяжкой повинностью (как теперь известно, в строительных работах принимали участие не рабы, а свободные граждане), а священным долгом, необходимым магическим действием, обеспечивающим поддержание божественного равновесия.
В египетской магии налицо все три главных принципа - принцип сходства, принцип замещения целого его частью и принцип чудодейственной силы слова. Более того, можно без преувеличения сказать, что египетская религия глубоко проникнута магическим мироощущением, что последнее в ней превалирует, особенно в воззрениях на загробную жизнь.
В "Поучении Мерикара" мы находим весьма интересное замечание об отношении египтян к магии. В строках 131-135 указывается, что божество (по имени не названное) сделало для человека небо, подавило хаос и т. д., автор продолжает в строках 136-137: "Создало оно для них магию в качестве оружия, чтобы отвести от них удар происшествия и сновидения их ночью и днем». Итак, магия создана божеством для блага людей, она - откровение божества. До нас дошло довольно много произведений магической литературы. По содержанию эти тексты можно разделить на три группы:
1) магические тексты, предназначенные для использования в земной жизни;
2) магические тексты для обеспечения умершему безопасной и вечной жизни в потустороннем мире;
3) магические тексты для установления контактов живых с умершими и сверхъестественными существами (богами и духами).
Само собой понятно, что в первую группу входят тексты, если так можно выразиться, лечебного содержания. Недуги бывали двух родов: такие, причины которых очевидны, - разного рода раны, отравление, ожоги и т. п., - и такие, причины которых скрыты, - недуги, как бы возникавшие сами по себе. В исторические времена у египтян была своя этимология. Однако египетская медицина исторических времен — прямой наследник магического мировоззрения древности — отмечена печатью своего происхождения. В дошедших до нас медицинских текстах обнаруживается сочетание взаимоисключающих принципов: магических приемов лечения больных и собственно медицинских, выработанных в течение веков опытным путем. Египтяне знали цену знаниям — об этом свидетельствуют медицинские тексты, но вместе с тем они так и не смогли избавить свою медицину от тяжёлого и ненужного бремени магических воззрений. Согласно этим воззрениям, болезнь вызывают злонамеренные духи умерших или существа, подобные демонам. Проникая в организм человека и животного, они причиняют страдания, и только могущество магии способно изгнать их из страждущей плоти. Болезнь могла быть вызвана и "дурным глазом" недоброжелателя. Именно эти воззрения и побуждали египтян всячески культивировать и углублять применение магии в практической медицине.
Так, например, в магическом демотическом папирусе Лондона и Лейдена (XX recto 13/II), в тексте, относящемуся к началу III в. н.э., сказано: "Возьми землеройку, утопи ее и дай выпить этой воды человеку - он ослепнет на оба глаза". Или: "Настойка на вине и желчи землеройки причинит смерть тому, кто ее выпьет".
Египтяне так же хорошо знали движение небесных тел, на основе этого они положили начало астрологии. Они так же ввели понятие счастливых и несчастливых дней.
В Египте глубоко верили в вещие сны, в их истолкование, что зафиксировано в ряде памятников, дошедших до нас непосредственно из Египта. До нас дошло несколько текстов о вещих снах различных фараонов (с явлением божества) и о последствиях этих снов. https://telegra.ph/file/90d4a3b12872d2c8140fe.jpg
1404