О демонологии
Я знаю, что демоны существуют. Люди растут, как и растения, некоторые в свете, другие в тени. Есть многие, кому нужна тень, а не свет. К.Г. Юнг
Демонология – наука, изучающая демонов. Подразумевается, что это злые существа разной степени могущества, способные вредить людям, но также и давать некоторые преференции. Чаще всего их дары тесно связаны с неудержимыми страстями и желаниями. Это может быть стремление к власти, деньгам, любви и даже превосходству в искусстве. Важно огромное
желание и готовность платить большую цену.
По сути, демонология – часть магического сознания, которое стремится манипулировать мистическими сущностями. Магия – это взаимодействие с мистическими силами по принципу ты – мне, я – тебе. Адепт приносит жертву и получает желаемую силу. В таком ключе она не является чем-то из ряда вон выходящим. Есть возможность – почему бы ею не пользоваться?
Демонические (негативные) черты эта наука приобретает только под запретом со стороны доминирующей религии.
Расцветом демонологии стало Средневековье, именно тогда появилось огромное количество источников по этой науке, которые читают до сих пор. Их богатство и разнообразие наводит на мысль, а так ли уж неправы были экзорцисты и инквизиторы, искоренявшие эту традицию, если даже до нашего времени дошёл огромный корпус литературы, с подробными инструкциями по жертвоприношениям, ритуалистике, подселению духов и прочему вредительству (малефицистике) и некромантии.
Давайте сделаем краткий экскурс в мир ранней демонологии, чтобы понять суть этого явления
Демоны у Древних греков
Демон (δαίμων) – с греческого переводится как гений, дух, божество. Поэтому на первый взгляд кажется, что истоки этой традиции нужно искать в мистериях Пелопоннеса. Так это или нет – увидим далее.
Что же такое греческий демон? Что означает это слово и как его применяли в античности? Чтобы не возникло путаницы, нужно учитывать, что демон – это не кириос (Господь), не теос (Бог) и не агио пневма (Святой Дух). Это слово имеет другой оттенок, демон – гений в смысле классической литературы 18-19 веков. Невидимый дух, который может влиять на человека. Например, Сократ (через Платона) говорил о том, что ему помогает «добрый демон».
В греческом мире не было противопоставления демонов и богов. Платон писал, что демоны – духи рангом меньше богов. Демон – это посланец, хранитель и помощник, толкователь воли богов относительно человека. Бог – далеко, а демон – близко, поэтому его нужно почитать Существовала целая традиция общения с демонами через обряды, ритуалы и оракулов. Это скорее ангел-хранитель и вдохновитель человека, в этом он ближе к музам, чем к нашим чертям.
Позднеантичный автор Порфирий писал о том, что философа Плотина пригласили в храм Исиды в Риме, чтобы тот вызвал демона—хранителя, но тот немного перестарался и явился бог. Это было грандиозно по меркам того времени, Плотин был несомненно силен, но обряд пришлось свернуть, потому что жрец-завистник задушил жертвенных цыплят…
Интересно, что сам Плотин не уделил этому событию большого внимания. Философ считал, что человек способен на многое, в том числе и на серьезные метафизические акты.
Античный мир стремится к гармонии, в нём нет ярко выраженного добра и зла. Есть рок и круг событий, которому подчинены и люди, и боги. Они по очереди становятся в те или иные позиции, играют роли, умирают, рождаются, но всё как-бы немного не всерьез.
Даже классическая трагедия, при всей её тотальности, подразумевает круговорот, возвращение, перерождение. Будет ещё новый Золотой век и новая попытка, может быть, бесконечное число попыток переиграть пьесу бытия и сделать все иначе…
Из этого несколько выводов:
- демоны греков – скорее добрые духи;
- они не имеют негативного подтекста, скорее наоборот;
- то, что сейчас именуется греческим словом «демон», пришло к нам из другой традиции.
Искать корни того, что сейчас именуют по-гречески, демонологией, нужно не в античной Греции и Риме, а восточнее. https://telegra.ph/file/32663705c98c86f781f9f.jpg
2591